Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) считается первым в России ученым-естествоиспытателем действительно мирового уровня. Он занимался физикой и химией, писал энциклопедию, был замечательным практиком и теоретиком. Ломоносов являлся астрономом, географом, металлургом, геологом и поэтом. Ученый разработал проект Московского университета, настояв на его открытии.
Деятельность Ломоносова была столь универсальной, что трудно определить его главное направление. Имя знаменитого ученого постоянно использовалось в целях пропаганды. В царской России его превозносили, как государственника, а в Советском Союзе делали упор на народное происхождение гения, намекая на скрытую борьбу с режимом.
И сегодня память Ломоносова чтится, связанные с ним юбилеи бурно отмечаются. Ученого называют русским Леонардо да Винчи, но образ давно уже стал больше легендой, чем реальной историей. Многое из того, что мы знаем о нем, как оказалось, не совсем правда. Мифы о Ломоносове постепенно выявляются через 300 лет после его рождения.
Ломоносов происходил из нищей семьи. Семья ученая даже бедной не считалась, не то что нищей. Появился на свет Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 года в селе Денисовка Холмогорского уезда Архангельской области. И хотя его родители не были знатного сословия, достаток в доме имелся. Отец, Василий Дорофеевич, был известен в Поморье, как владелец рыболовецкой артели. Занимался он и торговлей. В этой местности Василий Ломоносов был одним из самых образованных людей, у него была своя небольшая библиотека и опыт учебы в Москве. Мать Ломоносова являлась дочкой дьяка. Именно она научила сына читать еще в детстве, привив ему любовь к книгам. Отправившись покорять Москву, Михаил вовсе не был необразованным. У него были уже некие познания, максимально возможные для той среды. Это и позволило Ломоносову поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Окружение Ломоносовых представляло собой поморов, потомков новгородцев. Они не знали крепостного права, барщины. Тут были богатые традиции торговли, ремесел, рукоделия.
Ломоносов в лаптях дошел до Москвы. Очередной миф о Ломоносове гласит, что он за рыбным обозом в одних лаптях дошел до Москвы ради учебы там. Но обоз этот, по всей видимости, принадлежал отцу Михаила. Отец отпустил сына на короткое время, сопровождать груз. А тот пустился «в бега». Говорят, что сбежал Ломоносов еще и потому, что его хотели женить, чего он никак не желал. Да и не в лаптях был этот молодой человек из обеспеченной семьи, у него явно имелись свои сапоги.
Ломоносов был сыном царя Петра. Такой слух появился еще при жизни самого ученого. Многим казалось немыслимым, чтобы крестьянин поступил в московскую академию, обучаясь вместе с детьми священников и дворян. Да и дальнейшая блистательная карьера Ломоносова у завистников вызывала вопросы. Факты были притянуты «за уши». В свое время Петр в качестве простого плотника работал на Баженовской верфи, неподалеку от Куроострова. Правда, создатели мифа игнорируют тот факт, что за девять месяцев до рождения Ломоносова царь Петр находился далеко от этих мест. Он физически никак не мог поучаствовать в зачатии. Доводом в пользу родства становится буйный нрав ученого, который часто сравнивают с «отцовским». Ломоносов не старался быть дипломатичным, он прямо высказывал свои мысли, доказывая практикой правоту. Скандалы он игнорировал, словно бы не опасаясь последствий. История гласит, что у гениев науки вполне могут быть заурядные родители. Это доказывают примеры Ньютона, Фарадея, Ландау, Фейнмана. Да и кто сказал, что все в жизни Ломоносову давалось легко? Он действительно много учился, сперва в Славяно-греко-латинской академии, затем в Германии. Ломоносов вспоминал, что ради учебы он жил в крайней бедности, над его возрастом смеялись.
Ломоносов был помором. Впервые назвал Ломоносова помором русский историк В.Ламанский. Дальнейшие его коллеги лишь растиражировали этот миф. Однако ни в одной из биографий ученого, написанных до работы Ламанского 1863 года, не было упоминаний о таком происхождении Михаила Васильевича. Любивший его Шувалов ничего не говорил об этом в «Оде на смерть Ломоносова», просветитель и книгоиздатель Н.Новиков также не считал ученого помором. Да и в рассказах земляков Ломоносова, записанных М.Муравьевым, нет ничего, что выдавало бы такое происхождение. Не существует каких-либо исторических документов, в которых сам ученый называл себя помором. На своем допросе в Синоде в 1734 году Ломоносов рассказывал, что его отец — крестьянин Василий Дорофеев, но ничего при этом не говорил о поморах. В те времена поморами называли жителей совсем других территорий — западного Беломорья. А обитатели восточного Беломоморья стали называть себя поморами лишь с XIX века.
Ломоносов не был крепостным. Видный марксист Георгий Плеханов говорил, что архангельский мужик смог стать великим деятелем еще и потому, что был поморцем, не знавшим «крепостного ошейника». Но такое утверждение мало согласуется с довольно известным фактом. Чтобы уйти в Москву, Ломоносов выправил себе паспорт. А когда срок действия документа истек, он стал числиться беглым. Если воспринимать крепостное право, как повсеместный государственный режим, ограничивающий передвижение населения с целью сбора налогов, то крепостное право на Русском Севере все же присутствовало. Желая выехать в Москву, Ломоносов получил паспорт. В XVII-XIX веках такой документ давали стремящимся уехать из места своего проживания. По возвращении паспорт возвращался. Документ Ломоносова действовал до середины 1731 года, обратно молодой человек не вернулся. И вплоть до получения дворянского титула в 1747 году Ломоносов считался беглым крестьянином, проживая с просроченным документом. 16 лет односельчане платили за него пошлину полтора рубля в год (немалые для крестьян деньги), тогда как тот общался с императрицей, был вхож во дворцы, являлся академиком.
Ломоносов был плохим мужем и отцом. Главной женщиной в жизни ученого была жена. Юная Елизавета Цильх являлась дочерью немецкого пивовара. Она познакомилась с Михаилом Ломоносовым, когда тот обучался в Марбургском университете. Когда 19-летняя женщина родила дочь, отца ребенка уже не было в стране. Он просил супругу дождаться вызова от него в Россию. Но запрос так и не пришел. Действительно ли бросил Ломоносов женщину с дочкой? У истории этой есть продолжение. Через два года Елизавета, ни будучи официально ни женой, ни вдовой, сама разыскала Ломоносова через посольство и приехала к нему в Россию. Новость о появлении у ученого семьи многих шокировала. Его все считали холостяком. Но Ломоносов вовсе не пытался уйти от ответственности. В те годы русский студент не мог по русским законам жениться на немке, на это нужно было разрешение Академии наук. Его Ломоносов так и не получил, вот почему он не мог вступить в брак. Свадьбу сыграли в Германии по местным законам. Да и дальнейшая семейная жизнь ученого доказывает если и не любовь к своей семье, то во всяком случае большое уважение. 20 лет брака Ломоносов с Елизаветой Андреевной прожили в «единодушии». Никакого распутства за ним замечено не было. Умер Михаил Васильевич на руках своих близких. А жена его пережила мужа всего на полтора года.
Ломоносов был страстным алхимиком. Вернувшись на Родину в 1741 году, Ломоносов принялся за эксперименты в области химии. Материалов о той деятельности сохранилось мало, такая таинственность позволила появиться мифу о занятиях алхимией. Намекает на это и стихотворение Сумарокова, в котором звучит намек на это — добыча золота из молока. Даже если Ломоносов и был знаком с алхимией, эти знания требовались для главного занятия в его жизни — для химии. В итоге ученый не только смог опровергнуть основные постулаты ятрохимии и алхимии, но и создать фундамент для физической химии. На основе пристрастия Ломоносова к алхимии была создана увлекательная история, согласно которой всю свою жизнь ученый пытался расшифровать таинственный свиток с текстами мудрецов Гипербореи. Достался раритет этот ему от отца, а тому от колдунов-шаманов. Письмена загадочным образом напоминали записи средневековых алхимиков, а в текстах Ломоносов обнаружил химические формулы. Якобы некогда Ломоносов показал свои свитки Христиану Вольфу, профессору из Марбургского университета. Тот увидел в письменах рецепты философского камня и посоветовал молодому ученому не тратить время на столь сложные поиски. Но разве пытливый ум мог сделать это? Любители беллетристики объясняют открытие ученым твердой ртути именно поисками философского камня. Согласно легендам, незадолго до смерти Ломоносов сжег все свои записи и бумаги. Но эта версия к науке и истории отношения уже не имеет, ей место в художественной литературе.
Ломоносов был старообрядцем. В детстве Ломоносов принадлежал к одному из согласий старообрядцев, вероятно, что он даже обучался в ските. Но затем ученый негативно отзывался об этом течении, считая его суеверным. Да и похоронен Ломоносов на православном кладбище, по православному обряду. В зрелом возрасте он был обычным прихожанином традиционной церкви. Ломоносова с его тягой к знаниям интересовали оберегаемые старообрядцами книги, хранящие вековую мудрость. Однако юноша быстро понял, что там нет ничего интересного для него, ответов на волнующие вопросы. Весь принцип старообрядчества, мученичество и ожесточение базировались на нелепом упорстве и обрядовых мелочах. Старообрядцы открыто ненавидели ученых, постигающих мир. А именно таковым и хотел стать Ломоносов.
Ломоносов боролся с церковью. Есть мнение, что ученый был еретиком, богоборцем, а к церкви относился только формально. Доказательством мифу служит довольно оскорбительное стихотворение «Гимн бороде». В этом скандальном творении нет ничего от христианского благочестия. Ни у кого не было сомнения в авторстве. Ломоносова даже вызвали на заседание Синода. Там он и не думал отпираться от своей дерзости. Это возмутило членов Синода. Он просил императрицу Елизавету истребить публично пасквиль, а самого наглеца отдать духовным властям на перевоспитание. По сути это грозило ссылкой на Соловки. Но дело осталось без последствий, и Елизавета доклад не утвердила. Самые прогрессивные умы отметили, что наука и просвещение завоевывают в обществе крепкие позиции. Но не стоит считать ученого таким уж врагом церкви. Были у него стихи, посвященные великому церковному просветителю Димитрию Ростовскому. Во многих произведениях Ломоносов хвалит Бога за мудрость, а к Церкви он обращается, как к матери. Есть все основания полагать, что он не был ложно верующим, а являлся истинным христианином. А периодические выпады в сторону церкви можно объяснить опытом религиозного вольнодумства, приобретенным в Германии. Ученому казалось, что он может скорректировать поведение церкви за счет своего интеллекта. Но антицерковное поведение и богоборчество Ломоносову уж точно присущи не были.
Ломоносов открыл атмосферу Венеры. Для начала отметим, что на Западе это открытие приписывают немецкому астроному Шретеру и его английскому коллеге Гершелю. Но свои наблюдения они проводили через 30 лет после Ломоносова. С учетом размеров планеты для полноценного наблюдения за ней нужен был телескоп с апертурой в 200-250 мм, которого у русского ученого просто не было. Сам Ломоносов писал, что увидел некий «пупырь». Это позже истолковалось, как «световой ободок». На рисунках ученого видно, что лучи света, проходя через более плотную среду, преломились. Это он и понял из наблюдений. Но и речи нет о том, что Ломоносову удалось увидеть святящийся ободок планеты. Возможно, он догадывался о существовании атмосферы у других планет, но явно об этом не писал.
Ломоносов вел борьбу с иностранцами. Этот миф появился в середине XIX века, когда в России западники схлестнулись со славянофилами. Сам Ломоносов обучался в Германии, глубокое влияние немецкой культуры осталось с ним на всю жизнь. Почти все профессора Академии наук, с которыми сотрудничал ученый, были иностранцами, немцами в основном. Да и его жена была немкой. И что с того, что среди врагов Ломоносова в России было немало иностранцев? Ведь его немногочисленные друзья тоже русскими не были. Иностранные профессора приезжали для работы в Петербурге всего на несколько лет, не особенно желая отрываться от своих исследований. А для Ломоносова важной целью было просвещение России, такой поверхностный подход временщиков его сердил. Но ненависти именно к иностранцам он не испытывал, а если кого и ругал, то не за происхождение, а за поведение.
Ломоносов основал Московский университет. Университет на самом деле был основан Иваном Ивановичем Шуваловым. Этот друг и ученик Ломоносова был еще и видным меценатом. Но в Советском Союзе вельможа и фаворит императрицы не мог быть объектом поклонения и почитания, вот почему всячески возвеличивалась роль Ломоносова в создании учебного заведения. По сути же его роль ограничилась написанием проекта устава и учебных планов. Куда больше сил ученый отдал Петербургскому Академическому университету, став его ректором в 1760 году.
Ломоносов открыл одновременно с Лавуазье закон сохранения массы. Этот миф также появился в советскую эпоху. Вообще, теоретический принцип сохранения массы известен еще с глубокой древности. В 1756 году Ломоносов начал прокаливать металлы в закрытых сосудах, а потом их взвешивать. Антуан Лавуазье приступил к подобному опыту только в 1772 году, сжигая в закрытом сосуде фосфор. Оба опыта демонстрировали закон сохранения массы вещества конкретно в этом случае, но не доказывали универсальность правила. Да и сам русский ученый из-за своих взглядов на вес и горение опыту особого значения не придал. Перед смертью Ломоносов не внес наблюдения даже в список своих главных открытий. И хотя в отечественных учебниках закон получил название Ломоносова-Лавуазье, все же именно француз позже подтвердил его и доказал универсальность опытами.
Ломоносов пытался быть независимым от власти. Известно, что ученый ценил свою независимость и личное достоинство, при этом он был яростным государственником. Ломоносов считал, что просвещение в стране можно насадить только с помощью мощной власти государства. Некоторые поступки ученого для интеллигентов XIX-XX веков выглядят просто немыслимыми. Например, в 1748 году просветитель принял участие в обыске у историка Миллера, которого заподозрили в недозволенной переписке с французским астрономом Делилем. Оказалось, что тот высылал копии секретных географических карт в Париж. Ломоносов не видел в своем шаге ничего плохого, ведь он защищал интересы государства.