ВОРОБЬЕВ ИГОРЬ СТАНИСЛАВОВИЧ

ВОРОБЬЕВ ИГОРЬ СТАНИСЛАВОВИЧ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЧЛЕН (АКАДЕМИК) РАОиФН ИМЕНИ АК. М.В. ЛОМОНОСОВА (2021), ДОКТОР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ПРОФЕССОР, КОМПОЗИТОР, МУЗЫКОВЕД

   И.С. Воробьев родился 11 февраля 1965 года в Ленинграде.

   Окончил Ленинградское Хоровое училище (1983), Ленинградскую консерваторию (класс Б. А. Арапова) (1990) и ассистентуру-стажировку при кафедре композиции Ленинградской консерватории (классы Б. А. Арапова и Г. Н. Банщикова) (1992). 

   Член Союза композиторов России. Дипломант Всероссийского конкурса студентов-композиторов (1988) и смотра молодых композиторов Ленинграда (1989),

дипломант конкурса, посвященного 300-летию Александро-Невской лавры (2012),

лауреат Всероссийского конкурса композиторов им. Д. Д. Шостаковича (2015).

Стипендиат Министерства культуры РФ (1998-2000). Обладатель гранта Российского гуманитарного научного фонда (2000).

Имеет Благодарность Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (2015),

Грамоту Союза композиторов России (2017),

Благодарность Министерства культуры Российской Федерации (2019).

 

    С 1994 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. С 2016 года – профессор кафедры теории музыки.  Кандидат искусствоведения (1998).

   Доцент (2006). Доктор искусствоведения (2014).

   Член Ученого совета  и Председатель диссертационного Совета Санкт-Петербургской консерватории (2019).

    Член редакционных советов журналов «Музыкальная академия» (2015-2019), «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» (2018), Opera musicologica (2021). Профессор кафедры концертмейстерского мастерства и музыкального образования Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. Главный научный сотрудник Центра комплексных художественных исследований Саратовской консерватории (2018). Известность как ученому И. С. Воробьеву принесли работы, посвященные русскому авангарду 1920-х годов, а также различным аспектам истории отечественной музыки ХХ века. Он является автором монографии «Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920-1930-х годов» (1-е изд. – 2001, 2-е изд. – 2006), книги очерков «Композиторы русского авангарда» (в соавторстве с А. Синайской, 2007), фундаментального исследования «Соцреалистический “большой стиль” в советской музыке (1930-1950-е годы)» (2013), автором-составителем альбома «Петербург. Музыка. ХХ век» (2004), сборников «Русский авангард. Манифесты, декларации, программные статьи» (2008), «Валерию Гаврилину посвящается…» (2014), редактором-составителем книги-альбома «Национальный театр танца Республики Саха (Якутия) (2015), сборника «Кырыымпа: история и перспективы развития» (2018) и др.

   И.С. Воробьев ведет активную научную, просветительскую и общественную деятельность. Он участник многочисленных научных конференций и симпозиумов. Среди них за последнее десятилетие: «Композиторы в ГУЛАГе» (Университет им. Георга-Августа, Геттинген, Германия, 2010), «Сто лет русского авангарда» (Московская консерватория, 2010), Музыковедческий форум 2010 (РАМ им. Гнесиных), «С. С. Прокофьев в  современном мире» (Московская консерватория, 2011), Principles of Music Composing (Союз композиторов Литвы, Вильнюс, 2009-2012), «Modernisation in the Music of Eastern Europe (1900-1940)…» (Литовская академия музыки и театра, Вильнюс, 2014), «Актуальные проблемы мировой художественной культуры» (Гродненский государственный университет, Беларусь, 2012, 2014), «Проблемы художественного творчества» — научные чтения, посвященные Б. Л. Яворскому (Саратовская консерватория, 2012), «Проблемы истории и эстетики музыки» (Ростовская консерватория, 2014), «Творческие союзы и композиторское творчество на постсоветском пространстве» (Ростовская консерватория, 2014), «Валерий Гаврилин и новый век» (Вологодская филармония, 2014), «ХХ век. Музыка войны и мира» (Московская консерватория, 2015), «Родион Щедрин: 70 лет в музыке» (Московская консерватория, 2017), «Арам Хачатурян и современный мир» (Дом-музей Арама Хачатуряна, Ереван, Армения, 2018), «Dem Vergessen entrissen – Symphonische Musik von Alexander Weprik» (Высшая школа музыки и театра, Ганновер, Германия, 2018) и др.

     И.С. Воробьев выступал с открытыми лекциями и мастер-классами перед студентами и педагогами Университета Лаваль (Квебек, Канада, 2008), Московской консерватории (2009, 2014, 2015), Музыкального колледжа г. Тэджон (Южная Корея, 2010-2011), Екатеринбургской консерватории (2010), Саратовской консерватории (2011-2012, 2017), Ленинградского областного государственного университета (пос. Горбунки, Ленинградская область, 2011), Гродненского университета (2012), Тбилисской консерватории (2013, 2015, 2017), Гродненского музыкального колледжа (2014), Пермского государственного института культуры (2015), Пензенского музыкального колледжа (2017), Волгоградской консерватории (2018), Высшей школы музыки Якутска (2018) и др. В 2020-м принимал участие в творческой встрече, посвященной творчеству армянских композиторов, в рамках Международного зимнего фестиваля Юрия Башмета (Сочи, Органный зал). С 1992 по 2016 год И. С. Воробьев – один из организаторов и директор известного далеко за пределами России Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней». С 2017 по 2019 год – директор Международного фестиваля «Мир искусства. Контрасты». В качестве члена жюри И. С. Воробьев неоднократно принимал участие в проводимых в Санкт-Петербурге композиторских конкурсах «Хоровая лаборатория ХХI век. Музыка для детей и юношества», «Три века русского романса», в конкурсе хоровых коллективов «Хоровые встречи на Ленинградской земле», в конкурсе работ юных театроведов Proscenium, в конкурсе произведений для контрабаса в рамках Международного фестиваля «Планета-контрабас», был Председателем жюри Международного конкурса молодых композиторов им. А. Г. Шнитке (Саратов, 2020).

     Творчество И. С. Воробьева как композитора давно заслужило признание. Он – участник различных международных фестивалей. Его музыка звучала в Германии, Франции, Италии, США, Канаде, Японии, Южной Корее, Финляндии, Швеции, Польше, Украине, Эстонии, Латвии, Литве, Грузии, Молдове и др. Произведения И. С. Воробьева исполняли известные музыканты: дирижеры В. Чернушенко, А. Аниханов, А. Петренко, М. Голиков, В. Успенский, В. Онуфриев, С. Екимов, пианисты И. Урьяш, М. Дубов, М. Франк (Канада), Е. Синайский, скрипач И. Иофф, альтист В. Стопичев,  виолончелисты А. Загоринский, А. Массарский, контрабасисты А. Шило, Я. Лобов, кларнетист А. Федоров, вокалисты — О. Петрова, Э. Лайонс (Австралия), М. Дюшарм (Канада), Л. Левони (Франция-Армения), М. Тарасова, С. Сумачева, З. Булычева, Ю. Симонова, А. Смирнова и др. В последние пять лет состоялись премьеры новых сочинений И. С. Воробьева в ряде российских городов: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Саратове, Ростове-на-Дону, Перми, Якутске, Волгограде, Уфе.

     Среди крупных композиторских работ И.С. Воробьева: балет «Дон Гуан», поставленный в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории в 2003 году, балет «Ассоль», поставленный в 2005-м в петербургском театре «Карнавал», опера «Елизавета Бам», концертная премьера которой состоялась в 2008-м в Эрмитажном театре, опера «Контрабас и флейта», прозвучавшая в 2011-м на сцене Малого зала Санкт-Петербургской консерватории, а в 2017-м – в Прокофьевском зале Мариинского театра, опера «Победа над солнцем» (коллективный проект, в котором И. С. Воробьев написал три сцены), постановка которой была осуществлена в 2013-м в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа, этнобалет «Куллустай Бэргэн», представленный в 2015 году Национальным театром танца Якутии на сценах Государственного театра оперы и балета (Якутск), Российского академического молодежного театра (Москва), Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), опера «Роман с контрабасом», премьеры которой состоялись в 2018 году в Фонтанном доме Шереметевых и Прокофьевском зале Мариинского театра. В Якутске (28 ноября 2018), а затем в Москве (3-13 января 2019) в рамках фестиваля «Путешествие в Рождество» публика смогла познакомиться с этнобалетом для детей И.С. Воробьева «Эрбэхчэй и Сааскылаана». Внимание аудитории в разное время привлекли премьеры контрабасового концерта (Актовый зал Санкт-Петербургского педагогического университета, 2003), фортепианного концерта (Малый зал филармонии, 2007) и крупных вокально-симфонических форм: Реквиема (там же, 2008), Stabat Mater (там же, 2010), «Плачей» (там же, 2015). В Ростове-на-Дону в рамках Пасхального фестиваля в апреле 2014 года на сцене Ростовского музыкального театра состоялась мировая премьера кантаты «Сергий Радонежский» для солистов, двух хоров и большого симфонического оркестра. Там же в 2015 году состоялась премьера «Донского каприччио» для большого симфонического оркестра. Петербургская премьера кантаты «Сергий Радонежский» прошла в Капелле Санкт-Петербурга при участии хора, солистов и симфонического оркестра Капеллы (29 июня 2015 года). Петербургская премьера «Донского каприччио» состоялась в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии (24 марта 2017 года). В органном зале Пермской филармонии 8 октября 2015 года состоялось исполнение сюиты «Плачи», в колонном зале Пермского института культуры 17 октября 2016 года – премьера инструментальной сюиты «Ижорская свадьба». 6 мая 2018 года в Центральном концертном зале Волгограда состоялась мировая премьера поэмы для органа и большого симфонического оркестра «Остается лишь свет». Там же 26 января 2020 года была впервые представлена симфоническая сюита из оперы «Маленький Принц». В Волгограде в рамках празднования 75-летия Сталинградской битвы 3 ноября 2018 года поэма «Остается лишь свет» вновь прозвучала в Триумфальном зале Музея-панорамы «Сталинградская битва». В сезоны 2014-2015, 2016-2017 и 2017-2018, 2019-2020 годов прошли авторские концерты и встречи И. С. Воробьева в Москве: в Музыкальной гостиной Петра Юргенсона (25 октября 2014), зале им. Н. Я. Мясковского в Московской консерватории (17 февраля 2015, 3 октября 2017), в Музее музыкального культуры им. М. И. Глинки (23 апреля 2015); в Санкт-Петербурге: в Белом зале Шереметевского дворца (21 февраля 2015, 30 мая 2018), в Концертном зале Яани Кирик (9 марта 2015), в Малом зале филармонии (12 марта 2015 и 15 февраля 2020), в художественной галерее Кустановича (26 мая 2017). В период 2015-2020 годов сочинения И. С. Воробьева также звучали в Малом зале филармонии и Доме композиторов Санкт-Петербурга, Фонтанном доме Шереметевых и Храме Спаса на крови, залах им. С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского Мариинского театра, исполнялись в залах Поморской филармонии (Архангельск), филармонии Кишинева (Молдова), зале им. Н. Я. Мясковского Московской консерватории, зеленом зале Пензенской картинной галереи, Малом зале ГКЗ «Башкортостан» (Уфа), Актовом зале Таганрогского музея А. П. Чехова, а также в камерных концертных залах Нью-Йорка, Киото, Парижа, Версаля, Бадена, Остии, Рима и др.

    В последние годы были записаны 4 авторских CD и DVD-альбома: «Игорь Воробьев — Реквием» («Композитор. Санкт-Петербург», 2010), «Игорь Воробьев — Музыка для фортепиано» («Музыка и современность», 2010), «Игорь Воробьев – Stabat Mater – Magnificat – Произведения для голоса и фортепиано» («Музыка и современность», 2 СD, 2014), «Приношение друзьям» («Академия контрабаса им. С. С. Кусевицкого», 2 DVD, 2019).  Соната для фортепиано № 2 и романсы И. С. Воробьева вошли в CD «Les Muses Boreales…», выпущенный Университетом им. Лаваля (Канада) в 2008 году. Значительное количество сочинений И.С. Воробьева за прошедшее десятилетие было опубликовано издательством «Композитор. Санкт-Петербург» и московским издательством «Композитор».

    И.С. Воробьев – частый гость теле- и радиопрограмм. Журнал «Музыкальная академия» в 2014 году (№ 4) и альманах «Русский мир и Латвия» (№40, Рига) в 2015 году опубликовали развернутые интервью с композитором. В 2015 году в издательстве «Композитор. Санкт-Петербург» вышла книга Александра Харьковского «Игорь Воробьев. Неторопливые беседы».

     С  24.02.2021 года Действительный член (академик) РАОиФН имени академика М.В. Ломоносова – по отделению «Истории и теории искусства» РАОиФН имени ак. М.В. Ломоносова (г. Москва).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.